Доступная среда
Учимся жить вместе. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».
Сайт «Доступная среда Ставропольского края»
Центральная психолого-медико педагогическая комиссия
Что такое ПМПК и как подготовиться к ней?
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ. Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения. Категории детей с ограниченным здоровьем: — с расстройством поведения и общения; — с нарушениями слуха; — с нарушениями зрения; — с тяжелыми нарушениями речи; — с нарушениями опорно-двигательного аппарата; — с отсталостью умственного развития; — с задержкой психического развития. |
ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:
- Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения о наличии оборудованных групповых помещений:
В учреждении оборудовано 12 групповых помещений; в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы МБДОУ д/с № 46 «Первоцвет» и требованиям ФГОС ДО. - об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- Кабинет педагога-психолога. В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Кабинет оборудован: 2 стола для пескотерапии с подсветкой, развивающие игры, игровые пособия для развития психологических процессов, компьютер, принтер.
Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение, площадью 17,9 кв.м. - Музыкальный зал предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. В нем проводятся занятия, досуги, праздники, утренники и развлечения.
Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный проектор с экраном, сенсорная панель ITV Display Pro, пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми. Площадь музыкального зала — 63,2 кв.м. - Кабинет учителя-логопеда. В ДОУ созданы условия для проведения коррекционно — развивающей деятельности с детьми. Оснащены два логопедических кабинета: один из них интерактивным столом, имеются компьютеры, дидактический и учебный материал, электронные образовательные ресурсы для детей с ТНР.
Кабинеты учителя-логопеда предназначены для:
-проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
-проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми. - о библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Отдельного помещения нет, книжный фонд находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература; детская и энциклопедическая литература — в возрастных группах.
- об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, занятия, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Занятия физической культурой играют большую роль в адаптации, социализации, приобщению к здоровому образу жизни обучающихся с ОВЗ. Для них используется специальное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, массажная дорожка, мягкие маты. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть включены в общеразвивающие группы и использовать для обучения среду общеразвивающих групп.
В физкультурном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы физкультурное оборудование.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту. - о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Методический кабинет
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, которая подобрана в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
— методическая литература;
— методические пособия;
-дидактические пособия;
— 2 компьютера с доступом в интернет, ноутбук;
— многофункциональное устройство, выполняющее операции печати, сканирования, копирования (МФУ);
— принтер;
— ламинатор XL A 4.
- об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации. В настоящее время, согласно «Паспорту доступности» проход в здание условно доступен для всех категорий инвалидов. В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа маломобильных граждан в здание ДОУ:
— обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада через основной вход с нажатием кнопки домофона;
— территория вокруг здания детского сада заасфальтирована, преград и перепадов высот на пути следования не имеется;
— имеется вывеска с названием организации, графиком работы на контрастном желтом фоне со шрифтом Брайля;
— имеется автостоянка для инвалидов;
— вход в здание детского сада оборудован съемным пандусом и звонком вызова персонала;
— услуги сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика оказываются штатным работником со специальным образованием;
— ширина дверного проёма 2-го входа обеспечивает беспрепятственное движение кресло-коляски внутрь здания;
— на 1-м этаже здания оборудовано специальное рабочее место для маломобильных граждан;
— конструктивные особенности зданию ДОУ не предусматривают наличие подъемников, но имеются съемные пандусы;
— сменное кресло-коляска, переносной кресло-туалет с саноснащением с колесами;
— при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо;
-официальный сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих людей. - о специальных условиях питания. В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
- о специальных условиях охраны здоровья. Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с договором с ГБУЗ СК №1 города Ставрополя. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета. Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
• проведение профилактических осмотров;
• мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
• осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
• обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
• осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
• осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Каждая группа имеет отдельную прогулочную площадку. - о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, направленная на повышение его эффективности и качества; и администрирования посредством применения ИКТ. В шести возрастных группах (в т.ч. в 2 группах компенсирующей направленности) имеются интерактивные доски, для проведения образовательной деятельности с обучающимися, в т.ч. детей с ОВЗ. В свободном доступе, для детей, в ДОУ компьютеров не имеется. Для педагогов и административного управления 15 компьютеров, из них 5 ноутбуков; которые имеют выход в интернет. Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих. - об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
https://nsportal.ru/
https://www.maam.ru/
https://ped-kopilka.ru/
http://doshkolata.ru/
https://doshvozrast.ru/
Развивающие онлайн-игры » 1С: Образовательная коллекция. Играем и учимся. Веселые уроки детского этикета»;
Диск DK Multimedia «Большая детская энциклопедия»;
Диск DVD логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигра» - о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— интерактивные доски с комплектом программного обеспечения (6 возрастных групп);
— мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук); ITV Display Pro — музыкальный зал;
— музыкальные центры (музыкальные, спортивный залы);
— магнитофоны (11 возрастных групп);
— телевизоры — 2 возрастные группы;
— портативные колонки (6 возрастных групп).
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием. - о наличии беспрепятственного доступа в общежитие, интернат и количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Нормативная база:
Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы
https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0
Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 30.11.2011)
Концепция инклюзивного образования с ОВЗ в СК
Положение о службе практической психологии в системе образования Ставропольского края
Приказ МО СК по общим положениям организации деятельности педагога психолога
Методические рекомендации по организации условий для образования детей-инвалидов
Этический кодекс педагога-психолога в системе образования
План мероприятий (дорожная карта) по обеспечению условий доступности для инвалидов объекта и услуг в сфере образования
Группы компенсирующей направленности (с ТНР)
Направления развития |
Предметно – развивающая пространственная среда | Предметно – практический инструментарий |
Коррекционное направление |
Старшая группа компенсирующей направленности | Конструкторы ЛЕГО, Полуфункциональные материалы: крупные строительные наборы. Кольцебросы, кегли, Флажки, ленточки, обручи, скакалки, коврики, массажные дорожки (для профилактики плоскостопия), Мешочки с грузом, Доски с ребристой поверхностью; Маркеры игрового пространства: кухонная мебель, мебель-стройка, мебель-больница, мебель-парикмахерская, кукольный дом-макет. Наборы мелкого конструктора, Образные и строительно – конструктивные игрушки, Игрушки – предметы оперирования: куклы, звери, детский транспорт. Предметы для опытно-поисковой деятельности; Наборы посуды: кухонной, чайной Наборы овощей и фруктов; Игрушки — головоломки, Дидактические материалы для развития моторных и речевых функций Аутодидактические игрушки: механические Игрушки на батарейках Настольно – печатные игры Игрушки – персонажи Разнообразные виды театров Детская мебель Наборы предметных картинок – дидактический материал Маски для театрализации Материал для рисования: кисти, наборы фломастеров, наборы цветных карандашей, гуашь, доски для лепки, пластилин, Материал для аппликации, альбомы – раскраски, бумага разной плотности, размера, цвета, ножницы, наборы мелких игрушек для обыгрывания построек |
Подготовительная группа компенсирующей направленности | ||
Кабинет педагога — психолога Кабинеты учителей — логопедов |
Дидактический материал, материал для обследования |
Оснащение кабинетов, помещений информационно-коммуникационным оборудованием
- Музыкальный зал оснащён: ноутбуком, телевизором, DV-плеером; музыкальный центр, мультимедийный проектор с экраном, сенсорная панель ITV Display Pro.
- Старшая и подготовительная группы оборудованы интерактивными досками, позволяющие включать ИКТ в работу с детьми всех групп, интерактивный стол, фланелеграф, магнитные доски.
- Кабинет педагога – психолога оборудован компьютером, фланелеграфом, настенной доской.
- Логопедический кабинет оборудован компьютером, фланелеграф, настенная доска.
- Методический кабинет оборудован: 2 компьютерных места, фото и видео аппаратура, ксерокс, ламинатор, ноутбук, имеется цветной принтер.
- Кабинет заведующего оборудован компьютером, имеется цветной ксерокс с функциями принтера для печати документов в формате А 3.
- Рабочее место бухгалтерской службы оборудовано: 4 компьютера, , принтер с функциями ксерокса и сканера.
Содержание и организация образовательной деятельности в группах для детей с ТНР (нарушениями речи) осуществляется по Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/с №46 «Первоцвет» г. Ставрополя, Адаптированной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/с №46 «Первоцвет» г. Ставрополя групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В режиме дня детей данной группы предусмотрена работа учителя-логопеда и педагога-психолога. Специалисты в течение недели проводят индивидуальные, подгрупповые занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, и специализированные фронтальные занятия.
Образовательные услуги для детей с ОВЗ включают в себя:
- Формирование здорового образа жизни;
- Физическое развитие – занятия физической культурой;
- Социально – личностное развитие;
- Развитие всех сторон речи (коммуникация);
- Формирование элементарных математических представлений;
- Музыкально- художественную деятельность: занятия по музыке;
- Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование);
- Формирование целостной картины мира (Ознакомление с окружающим, ОБЖ);
- Подготовка к школе – обучение грамоте, формирование интереса к чтению
- Консультативная помощь учителя – логопеда;
- Консультативная помощь педагога – психолога;
- Культурно — досуговая деятельность
В детском саду организовано 5-ти разовое питание детей согласно разработанному 10-дневному меню для детей от 2-х до 7 лет. Продукты, включенные в рацион питания детей, позволяют удовлетворить физиологические потребности дошкольников в энергии, обеспечивают организм всеми необходимыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и т.д.), что является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. Ежедневно в детский сад поступают свежие продукты с сопутствующими документами согласно санитарным нормам.
Качество привозимых продуктов и приготовленных блюд контролируется специально созданной комиссией, в состав которой входят медицинские и педагогические работники учреждения. Ведется вся документация по организации питания. Ежедневно ведется к онтроль за закладкой основных продуктов на пищеблоке. Пищеблок полностью оснащен необходимым оборудованием
Безопасность
- В детском саду особое внимание уделяется безопасности детей. С детьми регулярно проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности: пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения в быту и в условиях чрезвычайных ситуациях. В группах созданы детские Центры безопасности. Проводимые профилактические занятия, игры, беседы с ребятами разных групп помогают им ориентироваться в современном мире, выбирать правильную линию поведения в той или иной жизненной ситуации.
- Детский сад оборудован специальными системами безопасности: огражденной металлическим забором территорией, тревожной кнопкой ОПС, системой видеонаблюдения.
Медицинское обслуживание
- Медицинское обслуживание в МБДОУ д/с № 46 «Первоцвет» осуществляется на основе договора специально закреплённым за ДОУ педиатром, старшей медицинской сестрой из числа сотрудников детской городской поликлиники № 1, которые наряду со штатными сотрудниками и администрацией детского сада несут ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
Создана система социального партнерства ДОУ с учреждениями образования, культуры
- В рамках единого образовательного пространства наш детский сад успешно сотрудничает с краевой детской библиотекой им. А. Екимцева, МОУ лицей № 16, детской музыкальной школой № 1, Школой искусств, краеведческим музеем им. Правве, музеем изобразительных искусств.
На протяжении многих лет ДОУ работает в тесном сотрудничестве с дошкольной кафедрой Ставропольского педагогического института, являясь базой для практической подготовки студентов; и с филиалом ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», осуществляя инновационную деятельность, как муниципальная городская инновационная площадка.