КОНТАКТЫ:

Тел./факс 8(8652)56-63-55
dou_46@stavadm.ru

АДРЕС:

355029, г. Ставрополь, ул. Мира, 467

Виртуальный кабинет

Консультация учителя-логопеда Тороповой О.М. «Использование медиатехнологий в развитии словаря детей с ТНР дошкольного возраста в условия ДОО»

  1. Информационно — методическая поддержка педагогических кадром МБДОУ д/с № 46 «Первоцвет» г. Ставрополя (зам. заведующего по УВР Аницкая С.В.)

2. Образовательная деятельность с введением новых педагогических технологий в обучении дошкольников

Фотоматериалы:

Акция «Засветись — стань заметнее!»

Акция «На дороге — без спешки!»

Акция «Стань заметнее на дороге»

3. Взаимодействие с семьей

Консультация для родителей учителя-логопеда Тороповой О.М.
Тема:»Волшебные игры» для неговорящих детей»

Консультация для родителей учителя-логопеда Нелеповой Е.В.
Тема: «Веселые диктанты»

Опыт работы учителя-логопеда Нелеповой Е.В.
Тема: «Развитие тонкой координации движений и ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы учителя-логопеда Тороповой О.М.
Тема: «Новые подходы в формировании связной монологической речи у дошкольников»

Опыт работы воспитателя Вакулевич О.Г.
Тема: «Экологическое воспитание как средство развития узнавательной активности старших дошкольников»

Опыт работы учителя-логопеда Очир-Горяевой В.Н.
Тема: «Игра и игрушки как средство воспитания ребенка дошкольного возраста»

Опыт работы педагога-психолога Чернышовой Е.Е.
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация воспитателя Дядьковой О.А.
Тема:  «Игра как средство развития ребенка — дошкольника»

ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

Консультация педагога-психолога Чернышовой Е.Е.

В психологии не существует единого мнения по вопросу готовности ребенка к школе (школьной зрелости). Наиболее распространенный подход к определению критериев готовности ребенка к школе предложен Я.Л.Коломенским. Он выделяет следующие критерии.

  1. Интеллектуальная готовность включает в себя определенный кругозор, запас знаний, овладение способами обследования внешних свойств предметов.
  2. Личностная и социально-психологическая готовность заключается в готовности к принятию новой социальной позиции – положению школьника, имеющего круг определенных прав, обязанностей, занимающего определенное положение в обществе, умеющего общаться с одноклассниками и учителями. Этот критерий выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса знаний, ему будет трудно учиться в школе.
  3. Волевая готовность выражается в том, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, проявить усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Первостепенное значение в формировании воли имеет мотивация.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1.Опишите (в 10 словах) каким, по вашему мнению, должен быть идеальный первоклассник, идеальные родители первоклассника. Сравните с реальностью. Сделайте выводы.

2.Разделите лист бумаги на 3 части. В первой колонке напишите, какие качества личности (черты характера, навыки и т.д.) помогут вашему ребенку успешно адаптироваться в школе, во второй – какие могут помешать, и, в третьей – как вы можете помочь своему ребенку. Обсудите полученные результаты с самим ребенком и другими членами семьи.

Консультация педагога-психолога Чернышовой Е.Е.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 Ребенок не рождается первоклассником.

Готовность к школе – это комплекс способностей, поддающийся развитию.

 Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом – со всеми, кто располагает свободным временем. При подборе заданий обратите

внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел немного читать, считать. Если ребенок опережает требования программы, он будет лучше чувствовать себя в школе.

При подготовке ребенка к школе помните, пожайлуста, несколько простых правил:

Занятия с ребенком должны быть добровольными.

  • Их длительность не должна превышать 35 минут.
  • Не нужно предлагать занятия ребенку, если он утомлен.
  • Занятия должны иметь регулярный характер, «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.
  • Неплохо, если ребенок придет в начальную школу, уже умея читать. Но не слишком «дрессируйте» ребенка на сложение, вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ. И ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
  • Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые, («электрификация», «магистратура» и т. д.).
  • Разучивайте с ним стихи, скороговорки, сочиняйте сказки. Просите повторить наизусть услышанный текст и пересказать его своими словами. Вспомните коллективные игры «Барыня прислала 100 рублей», «Я садовником родился», «Да и нет не говорите» и т.д.,- они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.
  • Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Пусть сравнивает различные предметы и явления – что в них общего и чем они отличаются.
  • Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры – лабиринты, в которых нужно проследить «дорожку» персонажа, а также задания на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
  • Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения  рук: :лепка, рисование, аппликация, игры с конструктором, — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства – можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

Старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором ребенок бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Профилактика и коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста

 

Чернышова Елена Егоровна, педагог – психолог сборник  «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования: опыт и перспективы», материалы Межрегиональной научно – практической конференции (30 октября 2013 года; Ставрополь, 2013).

Одной из серьезнейших проблем нашего времени является беспрецедентный рост в обществе различных форм насилия. Военные конфликты, терроризм, преступность, межнациональная и религиозная нетерпимость, жестокость в семье, издевательства подростков над сверстниками в школе, стали, к сожалению, привычными приметами нашего времени. Данное положение обуславливает актуальность исследования феномена агрессивности, лежащего в основе любой формы насилия. Поэтому в последнее время изучение проблемы агрессивного поведения человека стало едва ли не самым популярным направлением научной деятельности.

Агрессия изучается не только в психологии: ею занимаются биологи, этнологи, социологи, юристы, используя свои, специфические методы и подходы. Но наиболее впечатляющие результаты в изучении природы и механизмов агрессивного поведения человека достигнуты именно в психологической науке. (Р. Бэрон, Д.Ричардсон А. Басс, Д. Дарки, Л. Берковиц, А.А Реан, А.А. Бодалев, Л.П.Стрелкова, А.Б.Николаева, И.М.Юсупова, М.Я.Якобсон Д.Фонтана и др.) Однако необходимо отметить, что в большинстве своем исследователи изучают факторы, способствующие проявлению агрессивности, значительно меньше работ посвящено разработке превентивных мер или способов контроля агрессивного поведения, особенно в случаях детской агрессивности. Между тем, особенности психичес-кого развития ребенка именно в дошкольном возрасте, делают его сензитвным в освоении агрессивных форм поведения.

Необходимость ранней профилактики и коррекции детской агрессивности обуславливают актуальность психолого-педагогической деятельности по  данной проблеме в условиях современного ДОУ.

В настоящее время в науке не существует единого мнения по поводу определения агрессивности, ее сущности и природы. Чаще всего агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) определяется как мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический или психический ущерб людям.

Изучение научных подходов в исследовании агрессии позволило выделить четыре основных теоретических направления: теория инстинкта, которое рассматривает агрессивное поведение как врожденное, теория побуждения, которая предполагает, что источником агрессии является позыв или побуждение причинить вред другим,  теория когнитивных моделей агрессии, рассматривающая эмоциональные и когнитивные процессы как основу агрессивного поведения, теория социального научения, которая, не отрицая биологических предпосылок, определяющим в становлении агрессивного поведения, считает социальные детерминанты.

А. Басс и Д. Дарки  выделяют следующие  виды агрессии: прямая — физическая (шлепки, удары), вербальная (крики, ругань), раздражение (вспыльчивость, грубость), косвенная агрессия — направленная (сплетни, злословие), ненаправленная (крики в толпе), негативизм (оппозиционная манера поведения). Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, иногда они проявляются с самого раннего детства.

На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые заболевания, генетическая предрасположенность, но, согласно теории социального научения, определяющими являются социальные детерминанты.

Дошкольное детство – важный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств, качеств и проявлений личности, включая агрессивность. Перед дошкольником «открывается» мир взрослых со стороны их отношений и деятельности. Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых,

быть как они и действовать вместе с ними. Дошкольный возраст является периодом наиболее

интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности, причем определяющую роль при этом играет социальный опыт.

Социальная среда в таком случае представляет взаимосвязь трех компонентов: макросреду составляет общество, мезосреду – социально-демографические особенности региона, микросреду – непосредственная сфера жизнедеятельности ребенка (семья, сверстники). Среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как источник, поскольку в ней заранее есть все, чем овладевает ребенок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые формы агрессивного поведения.

На становление агрессивного поведения детей влияют модель семейного воспитания, взаимоотношения со сверстниками, наблюдаемая со стороны агрессия, СМИ.

Семья–первый коллектив в жизни ребенка. Взаимодействуя с членами семьи, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются в подростковом возрасте и в зрелые годы. Как показывают мно-гочисленные исследования (А.И.Захаров, Е.А. Аркина, Е. Гаспарова) если у детей плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют, что их считают никуда не годными или не ощущают родительской поддержки, теплоты, любви, они будут ополчаться на других детей, а в дальнейшем они будут вести себя агрессивно по отношению к своим родителям. Существует непосредственная связь между проявлениями детской агрессии и стилями воспитания в семье. Так, Олуэйз, изучая влияние родителей на поведение ребенка, определял агрессивность ребенка по следующим параметрам:  негативизм матери, враждебность, холодность по отношению к ребенку; терпимое отношение матери к агрессивным проявлениям ребенка; применение родителями дисциплинарных методов; темперамент ребенка (уровень активности, вспыльчивости). Основополагающими для научения агрессивному поведению часто являются взаимоотношения ребенка с братом или сестрой

На становление агрессивного поведения значительное влияние оказывают взаимоотношения ребенка со сверстниками, особенно его популярность в группе сверстников. Не имея адекватных средств общения, ребенок зачастую стремиться занять лидерское место в группе «кулаками». Агрессивность, таким образом, может быть следствием обиды, ущемленного самолюбия. Впервые она возникает в психотравмирующей ситуации и направлена против тех, кого ребенок считает причиной своих проблем. Если взрослый оставляет без внимания переживания ребенка (либо реагирует неадекватно), агрессивное поведение может закрепиться.

Общение со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям. Шумные игры, в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пытаются причинить друг другу какой-либо вред, являются безопасным  способом  обучения  агрессивному поведению. Как правило, агрессивные дети объединяются со столь же агрессивными  сверстниками. Прослеживается закономерность: неблагоприятная атмосфера в семье (враждебность родителей, вседозволенность или жесткий контроль) – поведенческие проблемы ребенка (насилие по отношению к другим, неуступчивость, неразвитые социальные навыки ) – отвержение  ребенка  сверстниками, низкая самооценка, принадлеж-ность к группам с отклоняющимся поведением.

На становление агрессивного поведения ребенка мощное влияние оказывает агрессия, наблюдаемая со стороны. Ребенок, ставший свидетелем насилия, открывает для себя новые грани агрессивного поведения, то есть обучается реакциям, которых не было раньше в его поведении. Такое обучение посредством наблюдения – хорошо изученный феномен.

Ребенок, наблюдающий агрессивные действия других, может пересмотреть поставленные ранее ограничения отрицательного поведения, то есть думать, что если другим можно проявлять агрессию, значит ему позволено то — же самое.

Дети, часто наблюдающие насилие, склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним, что вызывает ответную агрессивную реакцию.

Главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей

является семья. Дети, которые видели, как их родители практиковали физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить агрессию во взаимоотношениях с другими.

В процессе изучения влияния СМИ на становление агрессивного поведения исследователи установили, что дети, смотрящие много остросюжетных, детективных телепередач, чаще проявляют агрессивность и раздражительность, чем их, не увлекающиеся телепрограммами, сверстники.

В МБДОУ № 46 психолого-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции детской  агрессивности включает взаимодействие с детьми, родителями и педагогами.

Взаимодействие с детьми осуществляется по следующему алгоритму: выявление причин агрессивности на основе тщательного анализа, устранение причин (по возможности), формирование у ребенка недостающих умений, навыков, позитивной установки на общение с другими людьми. Агрессивных детей обучают способам выражения гнева в приемлемой форме; приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях; отрабатывают навыки общения в возможных конфликтных ситуациях; развивают эмпатию, доброжелательность, доверие к людям. Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым  способам выражения гнева – одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. В дошкольном учреждении дети учатся прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в позитивной форме с помощью игровых приемов. У детей развивают умение направлять гнев на объект (при этом выражается основная жалоба без отклонений в сторону), вежливость в обращении, стремление найти конструктивное решение. Для переноса чувств на неопасные объекты, используются резиновые игрушки, мягкие модули, подушки, поролоновые мячи, «стаканчик для крика» и т. д.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы. Особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей используются различные релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое злость и каково ее разрушительное действие, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева, как важно работать над собой, и управлять своими отрицательными эмоциями.

Обучение приемам саморегуляции и релаксации проходит в 3 этапа: 1-осознание своего эмоционального состояния, 2- мышечное расслабление по контрасту с напряжением и 3- мышечное расслабление по представлению. Педагог – психолог отрабатывает с ребенком позитивные ощущения, получаемые им в процессе выполнения упражнений, чтобы в неприятных жизненных ситуациях ребенок мог вспомнить свои ощущения и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции  на  нейтральные или положительные.

Дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств и желаний в общении с другими детьми и взрослыми. Задача педагогов – развить коммуникативные навыки ребенка, научить его выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Для развития коммуникативных навыков агрессивных детей в ДОУ используются коррекционные игры, разыгрывание проблемных ситуаций, психологические этюды, совместное обсуждение актуальных проблем.

Анализ исследования проблемы агрессивного поведения детей позволил выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию – формирование эмпатии.

В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место человека, переживающего какие-либо чувства. Согласно многочисленным исследованиям (К. Роджерс, Л.П.Стрелкова, А.А.Рояк, А.Б.Николаева, И.М.Юсупова, М.Я.Якобсон) на ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса – сопереживание, проявляющиеся на основе таких механизмов как эмоциональное заражение и идентификация. Сопереживание – это переживание сходной эмоции с объектом. По мере становления второго компонента эмпатийного процесса – сочувствия – доминирующую роль начинают играть когнитивные, факторы, знания моральных принципов и социальные ориентации ребенка.

Коррекционная работа по данному направлению в ДОУ направлена на расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»; развитие способности к эмоциональному сопереживанию, сочувствию; формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков; воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным. В качестве основных методов и приемов работы используются коррекционные игры, беседы на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, ролевая гимнастика, психологические этюды, просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов, элементы арт-терапии, анималотерапии.

Важную роль в профилактике и коррекции агрессивного поведения дошкольников играют родители и педагоги. Целью организации взаимодействия с родителями и педагогами является повышение их психолого-педагогической компетентности, отработка навыков взаимодействия с агрессивными детьми, осознание собственной (родительской, педагогической) позиции поданному вопросу и важности личного примера в обучении детей социально-одобряемым формам поведения. Основными методами работы в процессе реализации данного направления коррекции являются педагогические советы, родительские собрания, семинары, дискуссии, индивидуальные беседы, консультации из специальной подборки по теме «Детская агрессивность. Кто виноват и что делать».

Агрессивные дети – это проблема не только педагогов и родителей, но и всего общества в целом. Ее решение невозможно без всестороннего изучения причин и комплексного подхода к их устранению. Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых – обязательное условие успеха.

Литература

1.Баркан А.И. Его величество ребенок. Какой он есть? Тайны и загадки. М.: Столетие, 1996.

2.Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.

3.Захаров А.И. предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Питер – Пресс, 1997.

4.Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999.

5.Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. СПб.: Питер, 1997.

6.Лоренц К. Агрессия (так называемое зло.) М.: Просвещение,1994.

7.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2003.

8.Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю.Укрощение гнева. СПб.: Питер – Пресс, 1997.

9.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб.: Питер – Пресс, 1996.

10.Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Просвещение, 1998.

11.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Просвещение, 1994.

12.Фурманов И.А. Детская агрессивность. Минск: Харвест,1996.

ПРОЕКТ    «СКАЗКИ»

Е. Е. Чернышова, педагог – психолог

 I. Организационно-подготовительный этап.

 1. Тема проекта и ее происхождение.

Мотивация детей обусловлена тем, что все дети  любят сказки. Сказочный мир  — естественная среда обитания для ребенка. Проживая приключения сказочных героев, примеривая на себя роли доброго и злого, обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, дети познают себя, сложный мир человеческих взаимоотношений и свое место в этом мире.

После знакомства с  многочисленными разнообразными сказками,  желание детей послушать сказку, переросло в желание придумать сказку самостоятельно.

Мотивация педагога – психолога обусловлена участием в краевом практическом семинаре «Основы технологии сказкотерапии», раскрывшем уникальные возможности сказки для развития и «мягкой» коррекции личности человека. Именно сказка способна в увлекательной и доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, судьбы героев, последствия того или иного поступка. Сказка – это прекрасная возможность «проиграть» свои и чужие жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы.

Мотивация родителей обусловлена желанием «окунуться» в мир детства, лучше понять своего ребенка, поговорить с ним о важных и значимых проблемах в непринужденной форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей прочитанных сказок

2. Вид проекта: творческий.

3. Характер контактов: осуществляется с воспитанниками одной возрастной группы – подготовительной, внутри ДОУ, в контакте с семьей и педагогами групп.

4. Форма организации проекта: парная (психолог-родитель; ребенок – родитель), групповая (дети – психолог; дети – воспитатель).

5. Количество участников: 15 детей, 28 родителей, педагог-психолог, воспитатели групп.

6. Продолжительность: долгосрочный, 4 мес.: январь – апрель 2016 г.

7. Постановка цели: гармонизация детско-родительских отношений, отработка участниками проекта  травмирующих ситуаций в безопасной форме, развитие творческих способностей, определение личных предпочтений в творческой деятельности, формирование единого пространства «СЕМЬЯ – ДОУ».

8. Предполагаемый продукт:

— составление совместной книги «Сказки ».

-выставка детских работ  «В гостях у сказки».

9. План достижения цели.

№ 

п/п

Мероприятие /вид деятельности Кто осуществляет Сроки
1. Развлечение «В некотором царстве, в некотором  государстве…»  Коллективное придумывание детьми сказки. Рисование иллюстраций. Педагог-психолог Январь 2016 г 

3 нед.

2. Консультации для родителей 

«Придумываем сказку вместе  с детьми»

Педагог-психолог, воспитатели Январь 2016 г 

4 нед.

3. Домашнее задание «Моя сказка». Совместно с родителями придумать и записать сказку, нарисовать иллюстрации». Дети, родители. Февраль 

2016 г.

1 нед.

4. Составление (совместно с детьми) общей «Большой книги сказок». Рассматривание иллюстраций, украшение обложки. Педагог-психолог Февраль 

2016 г.

2 нед.

5. Чтение детям «Большой книги сказок», рассматривание иллюстраций, нравственно-этические беседы по их содержанию. Воспитатели Февраль 

2016 г.

3 — 4 нед.

Март

в теч. мес.

  «Город мастеров». Изготовление  поделок и рисунков по мотивам сочиненных сказок. Воспитатели Март 

2016 г.

в теч. мес.

  Выставка детских работ «В гостях у сказки» Воспитатели Март 

2016 г.

4 нед..

  Пересказ сказок, сочиненных детьми. Проигрыва-ние сюжета сказки в песочнице (индивидуально, в парах).  Мягкая коррекция нежелательного поведения, безопасная отработка травмирующих ситуаций. Обучение детей  различным стратегиями выхода из трудных ситуаций. Педагог-психолог Март -апрель 

2016 г.

  Индивидуальные консультации для родителей / по запросу/   «О чем рассказала  сказка» Педагог-психолог Апрель 

2016 г.

в теч. мес.

  Игры-драматизации по сюжетам детских  сказок. Воспитатели Апрель 

2016

в теч. мес.

  Презентация книги «Сказки»  для детей старших групп. Педагог-психолог, 

дети подго-товителых групп

Апрель 

2016 г.

4 нед.

II Технологический этап.

1. Сбор информации, материала по проекту.

2. Регулярное чтение и рассказывание детям разнообразных сказок (народных, авторских), рассматривание иллюстраций к сказкам, просмотр мультиплика-ционных и художественных фильмов, спектаклей, прослушивание песен, нравственно-этические беседы по содержанию сказок, художественно-продуктивная деятельность по мотивам сказок (рисунки, поделки). Беседы о том, как народ слагает сказку, зачем нам нужны сказки, беседы об авторах сказок  (А.С.Пушкин,  Аксаков, П.П.Бажов, Ш.Перро, Г.Х.Андерсен и т.д.)

Игры: «Угадай сказу», «Закончи сказку», «Что сначала, что потом. Сложи сказку»,  «Узнай сказку по описанию», «Помоги герою найти свою сказку». Викторина «Мир сказок и приключений». Спектакль по мотивам сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», поставленный детьми подготовительной группы, развлечение «День рождения А.С.Пушкина».

3. Внесение необходимых корректив в ход реализации проекта.

III. Заключительный  этап.

 1. Подведение итогов.

Подведение итогов с детьми. (рефлексия)

  • Чему мы научились? Что нового узнали?
  • Что было интереснее – слушать сказку, придумывать ее самому

(с помощью родителей), выполнять рисунки по мотивам сказок или  делать поделки? Почему?

  • Какая сказка (сказочный герой) понравился (не понравился) больше всех. Чем?
  • На кого из героев ты хотел бы (не хотел бы) быть похожим? Почему?
  • Чему тебя научила сказка?
  • Хотел бы ты самостоятельно придумать еще одну сказку?

Подведение итогов с родителями (рефлексия).

  • Ваши впечатления о проделанной работе.
  • Что нового вы узнали о себе, своем ребенке, ваших взаимоотношениях?
  • Изменились ли взаимоотношения  с ребенком, после работы над сказкой?
  • Считаете ли вы полезной совместное творчество с ребенком? Почему?
  • Хотели бы вы сочинить с ребенком еще одну сказку?

2. Оформление результатов проектной деятельности.

Совместно с детьми была составлена книга «Сказки», в которой собраны все сказки, сочиненные детьми и родителями и иллюстрации к ним.

Презентация проекта осуществлялась в ходе организации экскурсии  на выставке детских работ «В гостях у сказки» и  в ходе презентации книги «Сказки» для детей старших групп.

 

СКАЗКА про МЫШКУ.

 Жила – была на свете маленькая мышка,

Зелененькая шубка, фиолетовые штанишки,

Ходила мышка в садик номер 46,

И очень, очень сильно любила мышка петь.

 

Она читать умела и в шахматы играть,

Еще она умела прекрасно танцевать.

Друзей у мышки много, по пальцам их не счесть,

И с этими друзьями ходила мышка петь.

Но у нашей мышки была одна черта:

Она бывала тихой, она была скромна….

 

Как-то раз был у мышки в детском садике концерт. Она долго старалась и выучила песенку. Утром мама помогла маленькой мышке сделать красивую прическу и погладить концертное платье. Все должно было пройти очень хорошо, но….. мышка была очень скромной и поэтому очень боялась выйти на сцену. Все друзья уговаривали мышку не бояться, они верили, что у нее все получится.

Мышка стояла за кулисами, слушала друзей, но все равно, очень, очень, очень боялась. У нее потели ладошки, а сердечко билось все сильнее и сильнее.

А тем временем в зале ждали зрители. Сначала они сидели спокойно, но потом вдруг громко захлопали. Услышав аплодисменты, мышка вздрогнула, сжала кулачки, глубоко вздохнула, и, набравшись смелости, шагнула на сцену.

Ах, как прекрасно звучала мышкина песенка! Как она понравилась зрителям! Они слушали мышку, хлопали и улыбались. Мышка была счастлива. Она поняла, что больше не боится выходить на сцену.

Авторы: Юля,6 лет,

ее мама Таисия Сергеевна,

папа Виктор Викторович.

Группа «Гномик».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 46 «Первоцвет» города Ставрополя

МАСТЕР-КЛАСС: «МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВ А ТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА ДОУ»

Подготовила педагог — психолог МБДОУ № 46 г. Ставрополя Чернышова Е.Е. г. Ставрополь, 2016год.

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее — ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально — личностного развития.

Задачи по социально — личностному развитию ребенка:

  • Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
  • Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
  • Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

  • государственным заказом;
  • потребностями и запросами родителей;
  • индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
  • возможностями ДОУ.

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

  • для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
  • для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
  • для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
  • формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной, к которой относятся — лепка, аппликация, рисование ) и другие виды продуктивно деятельности.
  • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
  • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях)
  • формирование представлений о пространстве, времени.

Методы, используемые в работе:

  • Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
  • Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
  • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
  • Приемы арт – терапии, куклотерапии, сказкотерапии, пескотерапии и т.д.;
  • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)

Принципы разработки индивидуального образовательного маршрута.

 Принцип опоры на уровень развития и обучаемость ребенка.

  • Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
  • Принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет «на стороне ребенка». То есть воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
  • Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации).
  • Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
  • Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
  • Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

На основе анализа изученной литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута:

  1. Этап наблюдения.
  2. Диагностический этап.
  3. Этап конструирования.
  4. Этап реализации
  5. Этап итоговой диагностики.

1 .Первый этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По

результатам наблюдения заполняется таблица «Выявление групп дошкольников по трудностям»

2.Диагностический этап. На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом-психологом. Цель данного этапа — выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»

3.Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.

4.Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятель-ности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

На 5 этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.

Предполагаемый результат:

  • развитие социальной, компетентности;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
  • развитие чувства самоценности;
  • коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Моделирование индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ.

/Памятка для воспитателей/

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель ИОМ: создание в детском саду условий, способствующих оптимальному развитию личностного потенциала ребенка, обеспечение воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Индивидуально-образовательный маршрут определяется:

  • существующими стандартами содержания образования (государственным заказом)
  • индивидуальными способностями и возможностями воспитанника (уровень готовности к освоению программы),
  • потребностями и запросами родителей;
  • возможностями ДОУ;

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:

  • для детей, не усваивающих ооп дошкольного образования;
  • для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
  • для детей с высоким интеллектуальным развитием.

Основные направления ИОМ:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
  • формирование деятельности ребенка
  • развитие речи
  • формирование представлений об окружающем
  • формирование представлений о пространстве, времени

Методы, используемые в работе:

Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия, релаксационные упражнения и т.д.

Принципы ИОМ:

  • принцип опоры на обучаемость ребенка, — принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития, — принцип соблюдения интересов ребенка, — принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, — принцип непрерывности,
  • принцип отказа от усредненного нормирования,- принцип опоры на детскую субкультуру.

Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута:

1.Этап наблюдения.                                2.Диагностический этап.

3.Этап конструирования.                        4. Этап реализации

5.Этап итоговой диагностики.

Маршрутный лист. (примерный)

ФИО ребёнка, возраст ____________________Особенности развития __________________

Результаты 

обследования

Направления 

ИОМ

Развиваю­щая среда Методы 

реализации

Реализация Итог,результатив-ность выводы
  Исходя из 

результатов

диагностики

Какие изменения внесли, что дополнили и т.д. План с указанием конкретных игр, бесед и т д. Сроки  реализации, замечания и изменения походу работы  

Заседание родительского клуба «Гармония»  тему  «Играем вместе с детьми».

 Форма проведения:  психолого-педагогическая гостиная.

Цель: соразвитие личности ребенка и родителей в совместной деятельности, оптимизация детско-родительских отношений, обучение родителей навыкам игрового взаимодействия, развитие психоэмоционального контакта, чувства единства, сплоченности, помощь в достижении положительного самоощущения, побуждение к творчеству.

Оборудование: клубок ниток, проигрыватель, музыкальные записи, украшенный «трон», «корона», мука в стаканчиках, гуашь разных цветов, соль, подсолнечное масло, вода, крахмал, картонки для рисования, влажные салфетки.

Предварительная работа с детьми: игры, направленные на конструктивное взаимодействие.

Ход заседания:

Вид  деятель-ности Содержание Методические рекомендации
Вступление
Сообщение Психолог: 

Уважаемые родители! Дорогие ребята! Здравствуйте! Очень приятно видеть вас на психолого-педагогической гостиной! Спасибо, что нашли время для встречи и интересного общения. Сегодня мы немного поговорим об успехе.

Как приходит успех? Что делает людей удачливыми? Природные способности, воспитание или расположение звезд на небе? Видимо, нельзя отрицать ни первого, ни второго, ни третьего.  Но психологи считают, что влияние звезд на судьбу — дело спорное, а успеха можно добиться  благодаря специальному обучению.

Что необходимо человеку для успеха? Умение ставить цели и достигать их, способность создавать выгодные ситуации и предвидеть их (так называемая проактивность), вариативность поведения, готовность идти на осознанный риск и брать на себя ответственность за свое дело.

Казалось бы, для достижения цели этих качеств вполне достаточно. Однако последние психологические исследования показали, что для достижения успеха человеку необходимо обладать  хорошими коммуникативными способностями. Нужно уметь расположить к себе собеседника, уметь слушать и убедительно говорить, уметь увлечь своей идеей других, быстро сходиться с самыми разными людьми и поддерживать широкий круг знакомств. Этому можно и нужно учиться.

Можно ли «тренировать на успех» маленьких детей? Безусловно. А начинать необходимо с совместных  игр на развитие социального чувства у дошкольников. Главная задача таких игр — позволить играющим отчетливее ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнеров и координировать с ними свои действия. Подобные навыки впоследствии могут оказаться очень полезными как  в деловом, так и в личном общении, особенно в общении между вами, уважаемые родители и вашими детьми. Поэтому у игр, в которые мы будем играть сегодня, есть специфическая особенность: они лишены элемента соревновательности и целиком направлены на сопереживание и установление контакта с партнером.

Итак, сегодня мы будем играть!

Давайте все вместе  возьмемся  за руки и произнесем «волшебные слова»: «1-2-3-4-5 – начинаем мы играть!»

Все участники встречи сидят на стульчиках, расставленных по кругу, что создает ощущение целостности и безопасности и позволяет достигнуть оптимальной формы взаимодействия участников гостиной. Каждый ребенок сидит рядом со своим родителем. 

Все участники выполняют действия, предложенные психологом.

Разминка
Игра «Волшеб-ный клубочек» Психолог: 

В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я  обматываю нитку вокруг руки и называю свое имя. Затем, держа нитку в руке, передаю клубочек соседу справа. Кто получит клубочек, так же обматывает нитку вокруг руки , называет свое имя и передает его соседу, ребенку или родителю. родители, пожалуйста, помогите своим детям!

Клубочек вернулся ко мне. Посмотрите, мы с вами сидим в одном большом кругу, ас помощью волшебного клубка мы все стали единым целым!

А сейчас давайте все вместе поиграем с волшебным клубочком и покажем ему, какие мы дружные. Я буду называть движения, а выполнять их мы будем все вместе! Внимание! Поднимаем руки вверх — крепко держим нашу ниточку, не отпускаем, положим  руки на колени, вытянем вперед, прижмем к груди. А теперь выполним все упражнения еще раз  в более быстром темпе.

Молодцы! Аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет на пол. Я ее смотаю обратно в клубочек. Ребята, клубочку очень понравилась ваша игра. Ой, а куда это он покатился?

Желательно использовать шерстяные нитки приятного, «теплого» цвета. 

Родители  и дети все по-очереди, обматывают нитку вокруг своей руки и называют свои имена. Если ребе-нок отказывается, то он просто может держать нитку ручкой. Все участники встречи должны быть соединены общей нитью.

Все движения дети и мамы должны выполнять одновременно.

(Клубочек  с помощью психолога катиться в угол зала, где находится украшенный «трон» Психолог ставит «трон» в круг, рядом со своим местом.)

Основная часть
Игра «Компли- менты». Психолог: 

Посмотрите, какой красивый трон стоит в нашем зале. А вот и корона. Как вы думаете, кто сидит на троне и носит корону? (ответы детей) Правильно. А хотели бы вы превратиться в принцесс и принцев? А вы, дорогие родители в королей и королев? Кто самый смелый?

А сейчас, глядя королю в глаза, каждому из нас по-очереди, надо сказать королю что-нибудь приятное, за что то его похвалить. А король в ответ должен улыбнуться и сказать: «Спасибо, я знаю!»

Понравилась вам игра? Приятно говорить друг –другу хорошие слова? А слышать их от других людей в свой адрес? (ответы детей и родителей)

Желающему  участнику, роди-телю или ребенку, психолог предла-гает присесть на трон и надеть корону. 

Игра проводится до тех пор, пока все желающие, и дети и родители не побудут в роли короля или королевы

Игра «Зеркало» Психолог: 

Ну а теперь я предлагаю отправиться в необычный магазин! Это магазин волшебных зеркал. Зеркало есть  у каждого из нас дома. Когда мы смотримся в зеркало, то видим свое отражение и  узнаем, как мы сегодня выглядим, идет ли нам новый костюм или платье? А в нашем необычном магазине зеркалами будут сначала родители, а вы, дети, будете в них смотреться. Затем вы поменяетесь местами, и в зеркала превратитесь вы, ребята, а родители будут смотреться в зеркала. Пусть человек делает то, что обыкновенно делают перед зеркалом: умывается, причесывается, делает зарядку, танцует. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень

точно, ведь неточных зеркал не бывает! Готовы? Тогда давайте попробуем.

«Волшебное зеркало! Внимательно смотри! И все мои движения ты точно повтори!»

Молодцы! У вас все замечательно получилось! Скажите, какая роль вам понравилась больше, почему? (ответы)

Игра проводится под веселую ритмичную музыку. Сначала дети смотрятся в «зеркала», выполняют различные движения, а взрослые их копируют. Затем, по сигналу психолога, они меняются местами.
Игра «Солнеч- 

  ный

  зайчик»

Психолог: 

А сейчас давайте мы с вами присядем. Посмотрите, к нам в окошко заглянул «солнечный зайчик». Он добрый, ласковый, теплый, нежный. Зайчик попал на лицо, на лобик, на носик, на животик, на ручку. Погладь его, подружись с ним. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть.

Зайчик поиграл с нами и отправился путешествовать дальше по свету. А мы сядем поудобнее и поиграем в игру, которая называется: «Я — мои друзья

Игра проходит под спокойную музыку. Дети и взрослые ласково поглаживают ту часть тела, которую называет психолог
Игра «Я — мои друзья!» 

 

(Автор

Т. А. Рокитянская)

Психолог: 

При слове «Я», каждый хлопает себя по коленкам, а услышав «мои друзья», касается обеими руками коленей своих соседей. Готовы? Начали!

Психолог произносит слова в определенном ритме с той скоростью, которая нравится участникам игры. Можно увеличи-вать или умень-шать скорость речи и движений (создавать «вол-ну»), на опреде-ленном этапе игры психолог может поменять слова «Я — мои друзья!» на слова  «Я -другое «Я»!
Продуктивная деятельность детей и родителей
Рисование «Наше настроение» (методика Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой Т.М. Грабенко) Психолог: 

А сейчас мы превратимся в волшебников. И сами создадим волшебные краски! Посмотрите на поднос, на нем вы видите в стаканчиках муку, гуашь, соль, подсолнечное масло, воду, крахмал. Наше волшебство начинается! Я буду проговаривать все волшебные действия. Ваша задача (и родителей и детей) – их выполнять. Итак! Возьмите в руки стаканчик с мукой. Потрогайте ее, помните пальчиками, почувствуйте, какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая, приятная). Возьмите соль, сейчас мы подружим муку и соль – смешаем их пальчиками. А теперь добавим волшебного масла, чтобы все хорошо получилось и «шло как по маслу». ( Каждому наливается столовая ложка подсолнечного масла.) Масло придаст краскам особый блеск. Все хорошенько снова перемешаем! Для того чтобы получилась настоящая волшебная краска, необходимо добавить «живую воду». Перемешивайте очень хорошо, чтобы не было комочков. Краска должна быть густоты сметаны.Теперь добавляем немного крахмала, чтобы краски хорошо приклеивались к картону. Снова все перемешиваем. Нам осталось придать цвет нашей краске. Выберите гуашь, которая вам больше всего нравится и добавьте в краску! Наши волшебные краски готовы! Это краски для всех! Поставьте их в центр! Возьмите себе по картонке и начинайте рисовать пальчиками! Сейчас мы будем рисовать наше настроение!

Молодцы, какие необыкновенно красивые получились у вас рисунки! Эти замечательные картины вы можете взять себе домой на память о нашей встрече

Под легкую музыку дети и родители рисуют волшебными красками свое настроение. 

После окончания работы желательно предложить участникам рассказать о своих рисунках

Прощание
  Психолог: 

Наша встреча закончилась. Понравилось вам? Какие игры вам запомнились больше всего и почему? В эти игры вы можете играть дома всей семьей. В совместных играх с детьми вы можете лучше понять друг друга. Помните, что взаимодействие, совместная деятельность и общие игры очень важны для развития ребенка  Удачи вам!

Спасибо за внимание.

 

 Наши достижения

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта