КОНТАКТЫ:

Тел./факс 8(8652)56-63-55
dou_46@stavadm.ru

АДРЕС:

355029, г. Ставрополь, ул. Мира, 467

Доступная среда

Учимся жить вместе. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда».

Сайт «Доступная среда Ставропольского края»

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
«Ставропольский центр социальной помощи семье и детям»

Центральная психолого-медико педагогическая комиссия

Что такое ПМПК и как подготовиться к ней?

Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

Индивидуальный учебный план — учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ. Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии,  как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения. Категории детей с ограниченным здоровьем:
— с расстройством поведения и общения;
— с нарушениями слуха;
— с нарушениями зрения;
— с тяжелыми нарушениями речи;
— с нарушениями  опорно-двигательного аппарата;
— с отсталостью умственного развития;
— с задержкой психического развития.

 

ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ:

  • Информация о наличии  оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
    Сведения о наличии оборудованных групповых помещений:
    В учреждении оборудовано 12 групповых помещений; в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует 2 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
    В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы МБДОУ д/с № 46 «Первоцвет» и требованиям ФГОС ДО.
  • об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
  • Кабинет педагога-психолога. В кабинете педагога-психолога проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию познавательной и эмоциональной сфер развития воспитанников, диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе и консультации для родителей. Кабинет оборудован: 2 стола для пескотерапии с подсветкой, развивающие игры, игровые пособия для развития психологических процессов, компьютер, принтер.
    Деятельность педагога-психолога направлена на создание условий, способствующих охране психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Для кабинета педагога-психолога отведено отдельное помещение, площадью 17,9 кв.м.
  • Музыкальный зал  предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. В нем проводятся занятия, досуги, праздники, утренники и развлечения. 
    Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный проектор с экраном, сенсорная панель ITV Display Pro, пианино, музыкальный центр, учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал, Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми. Площадь музыкального зала — 63,2 кв.м.
  • Кабинет учителя-логопеда. В ДОУ созданы условия для проведения коррекционно — развивающей деятельности  с детьми. Оснащены два логопедических кабинета: один из них интерактивным столом, имеются компьютеры, дидактический и учебный материал, электронные образовательные ресурсы для детей с ТНР.
    Кабинеты учителя-логопеда предназначены для:
    -проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
    -проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.  
  • об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, занятия, физкультурные досуги, праздники и развлечения. Занятия физической культурой играют большую роль в адаптации, социализации, приобщению к здоровому образу жизни обучающихся с ОВЗ. Для них используется специальное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, массажная дорожка, мягкие маты. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья могут быть включены в общеразвивающие группы и использовать для обучения среду общеразвивающих групп.
    В физкультурном зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы физкультурное оборудование.
    Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо — физиологическим особенностям детей, их возрасту.
  • о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
    Средства обучения подразделяются на следующие виды:
    -печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.)
    -электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
    -аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
    -наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
    -демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
    -спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
  • о библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Отдельного помещения нет, книжный фонд находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература; детская и энциклопедическая литература — в возрастных группах.
    Методический кабинет
    Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, которая подобрана в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
    Средства обучения и воспитания сформированы по видам:
    — методическая литература;
    — методические пособия;
    -дидактические пособия;
    — 2 компьютера с доступом в интернет, ноутбук;
    — многофункциональное устройство, выполняющее операции печати, сканирования, копирования (МФУ);
    — принтер;
    — ламинатор XL A 4.
  • об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации.  В настоящее время, согласно «Паспорту доступности» проход в здание условно доступен для всех категорий инвалидов. В целях обеспечения условий для беспрепятственного доступа маломобильных граждан в здание ДОУ:
    — обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада через основной вход с нажатием кнопки домофона;
    — территория вокруг здания детского сада заасфальтирована, преград и перепадов высот на пути следования не имеется;
    — имеется вывеска с названием организации, графиком работы на контрастном желтом фоне со шрифтом Брайля;
    — имеется автостоянка для инвалидов;
    — вход в здание детского сада оборудован съемным пандусом и звонком вызова персонала;
    — услуги сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика оказываются штатным работником со специальным образованием;
    — ширина дверного проёма 2-го входа обеспечивает беспрепятственное движение кресло-коляски внутрь здания;
    — на 1-м этаже здания оборудовано специальное рабочее место для маломобильных граждан;
    — конструктивные особенности зданию ДОУ не предусматривают наличие подъемников, но имеются съемные пандусы;
    — сменное кресло-коляска, переносной кресло-туалет с саноснащением с колесами;
    — при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо;
    -официальный сайт ДОУ имеет версию для слабовидящих людей.
  • о специальных условиях питания. В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами  «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».  СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
  • о специальных условиях охраны здоровья. Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском. Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется в соответствии с договором с ГБУЗ СК №1  города Ставрополя. Медицинский блок состоит из медицинского кабинета, изолятора, процедурного кабинета. Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
    • проведение профилактических осмотров;
    • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
    • осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
    • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
    • осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
    • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). Каждая группа имеет отдельную прогулочную площадку.
  • о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. 
    Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, направленная на повышение его эффективности и качества; и администрирования посредством применения ИКТ. В шести возрастных группах (в т.ч. в 2 группах компенсирующей направленности) имеются интерактивные доски, для проведения образовательной деятельности с обучающимися, в т.ч. детей с ОВЗ. В свободном доступе, для детей, в ДОУ компьютеров не имеется. Для педагогов и административного управления 15 компьютеров, из них 5 ноутбуков; которые имеют выход в интернет.  Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
  • об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 
    https://nsportal.ru/
    https://www.maam.ru/
    https://ped-kopilka.ru/
    http://doshkolata.ru/
    https://doshvozrast.ru/
    Развивающие онлайн-игры » 1С: Образовательная коллекция. Играем и учимся. Веселые уроки детского этикета»;
    Диск DK Multimedia «Большая детская энциклопедия»;
    Диск DVD логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигра»
  • о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
    — интерактивные доски с комплектом программного обеспечения (6 возрастных групп);
    — мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук); ITV Display Pro  — музыкальный зал; 
    — музыкальные центры (музыкальные, спортивный залы);
    — магнитофоны (11 возрастных групп);
    — телевизоры — 2 возрастные группы;
    — портативные колонки (6 возрастных групп).
    Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
  • о наличии беспрепятственного доступа в общежитие, интернат и количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Нормативная база:

Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2025 годы
https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/0

Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 30.11.2011)

Концепция инклюзивного образования с ОВЗ в СК

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 №1309 (ред. от 18.08.2016) «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи

Положение о службе практической психологии в системе образования Ставропольского края

Приказ МО СК по общим положениям организации деятельности педагога психолога

Методические рекомендации по организации условий для образования детей-инвалидов

Этический кодекс педагога-психолога в системе образования

План мероприятий (дорожная карта) по обеспечению условий доступности для инвалидов объекта и услуг в сфере образования

 Конвенция о правах инвалидов

Приказ № 723 от15.10. 2015г. «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»

Приказ № 528н от31.07. 2015 г. «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624)

Группы компенсирующей направленности (с ТНР)

Направления
развития
Предметно – развивающая пространственная среда Предметно – практический инструментарий


Коррекционное направление
Старшая группа компенсирующей направленности Конструкторы ЛЕГО,
Полуфункциональные материалы: крупные строительные наборы. 
Кольцебросы, кегли,
Флажки, ленточки, обручи, скакалки,  коврики, массажные дорожки (для профилактики плоскостопия),
Мешочки с грузом,
Доски с ребристой поверхностью;
Маркеры игрового пространства: кухонная мебель, мебель-стройка, мебель-больница, мебель-парикмахерская, кукольный дом-макет.
Наборы мелкого конструктора,
Образные и строительно – конструктивные  игрушки,
Игрушки – предметы оперирования: куклы, звери,  детский транспорт.
Предметы для опытно-поисковой деятельности;
Наборы посуды: кухонной, чайной
Наборы овощей и фруктов;
Игрушки — головоломки,
Дидактические материалы для развития моторных и речевых функций
Аутодидактические игрушки: механические
 Игрушки на батарейках
Настольно – печатные игры
Игрушки – персонажи Разнообразные виды театров Детская мебель
Наборы предметных картинок – дидактический материал
Маски для театрализации
Материал для рисования: кисти, наборы фломастеров,  наборы цветных карандашей, гуашь, доски для лепки, пластилин,
Материал для аппликации,  альбомы – раскраски, бумага разной плотности, размера,  цвета, ножницы, наборы мелких игрушек для обыгрывания построек
Подготовительная группа компенсирующей направленности
Кабинет педагога — психолога
Кабинеты учителей — логопедов
Дидактический материал, материал  для обследования

Оснащение  кабинетов, помещений информационно-коммуникационным оборудованием

  • Музыкальный зал оснащён: ноутбуком, телевизором, DV-плеером;  музыкальный центр, мультимедийный проектор с экраном, сенсорная панель ITV Display Pro.
  • Старшая и подготовительная  группы  оборудованы интерактивными досками, позволяющие включать ИКТ в работу с детьми всех групп, интерактивный стол, фланелеграф, магнитные доски.
  • Кабинет педагога – психолога оборудован  компьютером, фланелеграфом, настенной доской.
  • Логопедический кабинет оборудован компьютером, фланелеграф, настенная доска.
  • Методический кабинет оборудован: 2  компьютерных  места, фото и видео аппаратура, ксерокс, ламинатор, ноутбук, имеется цветной принтер.
  • Кабинет заведующего оборудован компьютером, имеется цветной  ксерокс с функциями принтера для печати документов в  формате  А 3.
  • Рабочее место бухгалтерской службы  оборудовано: 4 компьютера, , принтер с функциями ксерокса и сканера.

Содержание и организация образовательной деятельности в группах для детей с ТНР (нарушениями речи) осуществляется по Основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/с №46 «Первоцвет» г. Ставрополя, Адаптированной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ д/с №46 «Первоцвет» г. Ставрополя групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В режиме дня детей данной группы предусмотрена работа учителя-логопеда и педагога-психолога. Специалисты в течение недели проводят индивидуальные, подгрупповые занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, и специализированные фронтальные занятия.

Образовательные услуги для детей с ОВЗ  включают в себя:

  • Формирование здорового образа жизни;
  • Физическое развитие – занятия физической культурой;
  • Социально – личностное развитие;
  • Развитие всех сторон речи (коммуникация);
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Музыкально- художественную деятельность: занятия по музыке;
  • Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование);
  • Формирование целостной картины мира (Ознакомление с окружающим, ОБЖ);
  • Подготовка к школе – обучение грамоте, формирование интереса к чтению
  • Консультативная помощь учителя – логопеда;
  • Консультативная помощь педагога – психолога;
  • Культурно — досуговая деятельность

 В детском саду организовано 5-ти разовое питание детей согласно разработанному 10-дневному меню для детей от 2-х до 7 лет. Продукты, включенные в рацион питания детей, позволяют удовлетворить физиологические потребности дошкольников в энергии, обеспечивают организм всеми необходимыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и т.д.), что является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. Ежедневно в детский сад поступают свежие продукты с сопутствующими документами согласно санитарным нормам.

Качество привозимых продуктов и приготовленных блюд контролируется специально созданной комиссией, в состав которой входят медицинские и педагогические работники учреждения. Ведется вся документация по организации питания. Ежедневно ведется к онтроль за закладкой основных продуктов на пищеблоке. Пищеблок полностью оснащен необходимым оборудованием

Безопасность

  • В детском саду особое внимание уделяется безопасности детей. С детьми регулярно проводятся занятия по основам безопасности жизнедеятельности: пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения в быту и в условиях чрезвычайных ситуациях. В группах созданы детские Центры безопасности. Проводимые  профилактические занятия, игры, беседы с ребятами разных групп помогают им ориентироваться в современном мире, выбирать правильную линию поведения в той или иной жизненной ситуации.
  • Детский сад оборудован специальными системами безопасности: огражденной металлическим забором территорией, тревожной кнопкой ОПС, системой  видеонаблюдения.

Медицинское обслуживание

  • Медицинское обслуживание в МБДОУ д/с № 46 «Первоцвет» осуществляется на основе договора специально закреплённым за  ДОУ  педиатром,  старшей медицинской  сестрой  из числа сотрудников детской городской поликлиники № 1, которые  наряду со штатными сотрудниками и  администрацией детского сада  несут ответственность за здоровье и физическое развитие детей,  проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм,  режим и качество питания.

Создана система социального партнерства ДОУ с учреждениями образования, культуры

  • В рамках единого образовательного пространства наш детский сад успешно  сотрудничает  с краевой детской библиотекой им. А. Екимцева, МОУ лицей № 16, детской музыкальной  школой  № 1, Школой  искусств, краеведческим музеем  им. Правве, музеем   изобразительных искусств.

На протяжении многих лет ДОУ работает в тесном сотрудничестве с дошкольной кафедрой Ставропольского педагогического института, являясь базой  для практической подготовки студентов; и с филиалом ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», осуществляя инновационную деятельность, как муниципальная городская инновационная площадка.

 

 

  • Создание сайта StavSad.ru | Карта сайта